Сказкотерапия

СКАЗКОТЕРАПИЯ

Дети очень любят слушать и рассказывать сказки. Некоторые сказки они готовы слушать несколько десятков раз, каждый раз переживая за героев и воспринимая события сказки, прорабатывая модели поведения, изучая характеры персонажей.
Рассказы, сказки и внутренний мир ребенка неотделимы друг от друга. В любом обществе, независимо от степени цивилизованности и образа жизни, детские рассказы собирают большую аудиторию маленьких слушателей.


art_picture_spec_pic_203Слушая эти рассказы и сказки, дети невольно находят в них отголоски собственной жизни. Они стремятся воспользоваться опытом главного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Кроме того, рассказы и сказки вселяют в ребенка надежду, что чрезвычайно важно. Ребенок, лишенный надежды или утративший ее, отказывается от борьбы и никогда не добьется успеха.В сказках поднимаются важные для детского мировосприятия проблемы. В «Золушке», например, говорится о соперничестве между сестрами. В сказке о Гензеле и Гретель основная тема – боязнь быть покинутым. «Мальчик с пальчик» рассказывает о беззащитности маленького героя, который оказался в мире, где все подавляет своими размерами, масштабностью и мощью. В сказках противопоставляется добро и зло, альтруизм и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Они говорят ребенку, что мир – очень сложная штука, что в нем есть немало несправедливостей, что страх, сожаление и отчаяние – в такой же степени часть нашего бытия, как радость, оптимизм и уверенность. Но самое главное – они говорят ребенку, что если человек не сдается, даже когда положение кажется безвыходным, если он не изменит своим нравственным принципам, хоть искушение и манит его на каждом шагу, он в конце концов обязательно победит.

Психологи с успехом используют сказки с детьми и взрослыми, в групповой и индивидуальной терапии, в аналитической терапии, в терапии кризисных состояний, в семейной терапии и т.д.
В работе с детьми сказкотерапия может сочетаться с игротерапией, занятиями рисованием, лепкой из глины, использованием игрушек и песочницы.

Как может выглядеть работа со сказкой?

 Рассказывание терапевтических историй, метафор, притч и сказок, которые отражают актуальное состояние ребенка.
 Сочинение (и разыгрывание) сказок и историй вместе с ребенком. Такие сказки отражают внутренний мир ребенка, а также являются прекрасным диагностическим материалом, помогают психологу понять глубинные аспекты проблем ребенка.
 Сочинение историй, сказок специально для ребенка, отражая его личностные особенности и индивидуальную историю.
 Разыгрывание сказочных мотивов с помощью игрушек или специальных игровых средств.
 Использование медитативных сказок, помогающих ребенку научиться расслабляться, а также регулировать свое поведение и эмоции.

Яндекс.Метрика