Школы раннего развития. Родителям на заметку

В среде Монтессори-педагогов разгорается все больше споров о группах для детей от 0 до 3-х лет «Вместе с мамой». Вопрос не стоит, быть ли им вообще – разумеется, быть. Но вот каким должно быть содержание работы таких групп? Какими развивающими материалами должна быть наполнена комната для занятий? Какую роль должны играть в этих занятиях педагоги? А родители? В Московском психологическом клубе Psy-club нет классических Монтессори-занятий. Скорее, там используют философию метода Монтессори. И так как клуб психологический, и в нем работают люди с психологическим и дополнительным психотерапевтическим образованием, общение с детьми и их мамами происходит, прежде всего, в этом ключе. Большое внимание здесь уделяют тому, как родители общаются с ребенком, показывают, как лучше взаимодействовать с маленькими детьми, и как играть с ними в игрушки. Ведь известно, что принципы М. Монтессори хорошо сочетаются с общими психологическими принципами развития ребенка.art_picture_spec_pic_210

Мы давно заметили: родители – они как дети. Часто игрушки или материалы, которые стоят на полках в нашей комнате для занятий, гораздо интереснее им самим, чем их малышам. Родители вполне понимают развивающую ценность наших кубиков и коробочек, и готовы делать все, лишь бы их малыш выбрал самую развивающую из всех развивающих игрушек. Тогда, думают они, наш ребенок будет быстрее расти, и станет умным и умелым. Мы спрашиваем родителей: почему все-таки для них так важно, чтобы ребенок «был все время при деле». Может, чтобы деньги за занятие не пропали даром, или, потому что им кажется, что одно пособие лучше развивает их ребенка, чем другое. Как бы они не ответили, предлагаем им позволить малышу сделать свой собственный выбор. Пусть выберет сам себе игрушку, определит длительность игры и компанию. Ведь если мы будем уже сейчас уважать выбор ребенка, он незаметно научится уважать выбор других.

А, если вам самим, дорогие родители, хочется поиграть? Отлично! Смело берите пособие и играйте! Возможно, увидев свою маму, занятую таким необычным делом, малыш тоже заинтересуется и присоединится к ней. Совместная игра привносит в контакт родителей и детей хорошие эмоции и учит ребенка совместной со взрослыми деятельности. В игре родители обычно расслабляются и находят в себе ресурсы для творчества, а творчество, как известно, лучшая профилактика стресса.

Бывает, родители начинают сравнивать своего ребенка с другими, пришедшими на занятие детьми. Иногда огорчаются, даже злятся на своего малыша – мол, что ж ты у меня такой глупый?! Посмотри, как вон тот мальчик шарики аккуратно перекладывает! А ты… Мы убеждаем родителей никогда не сравнивать своего ребенка с другими детьми, потому что каждый малыш растет и развивается в своем темпе. И если Маша уже говорит, Вася танцует и поет песенки, а Матвейка лишь тихонько играет в одну единственную игрушку – это не страшно. Дадим ему время, и он обязательно всему научится. Важно, чтобы САМ малыш этого захотел. А пока он просто примеривает к себе и проигрывает разные роли или овладевает новыми умениями, незаметно, развивая именно те функции, которые формируются в его возрасте. Например, пространственные представления или крупную моторику.

Родителям почти всегда кажется, что они лучше знают, что надо их малышу. Они ведь опытные, многое в жизни повидали. Поэтому они удивляются, когда мы спрашиваем их детей: « Ты пойдешь с нами танцевать на линии или поиграешь один?» Дело в том, что навязывание еще никогда не укрепляло отношения между людьми и не приучало детей к трудолюбию. Напротив, такое принуждение может вызвать негативное отношение к посещению группы. Если же относиться к выбору ребенка с уважением, он выработает в себе инициативу и самостоятельность.

Часто родителям не понятен формат занятия, польза тех или иных игрушек и пособий, возрастные особенности развития их ребенка. Как правило, педагоги относятся с особенным уважением к тем родителям, которые интересуются программой развития, задают вопросы и активно участвуют в занятиях . Ведь для каждого из родителей это хороший повод уточнить свой багаж знаний, возможность развеять некоторые тревоги и опасения и приобрести уверенность в собственной компетенции.

Может быть, самое главное в работе с малышами и их родителями – быть спокойными, терпеливыми и уверенными в работе. Важно помнить о возрасте ребенка и его реальных возможностях, а также индивидуальных особенностях. Ведь и детям, и родителям надо привыкнуть к обстановке, стилю работы, почувствовать себя свободно, чтобы максимально раскрыться. А для этого нужно время, и каждому – свое.

Клюваева Светлана для педагогического клуба «Монтессори-сити»

Comments are closed.

Яндекс.Метрика