С КАКИМИ НАРУШЕНИЯМИ РАБОТАЕТ НЕЙРОПСИХОЛОГ?

ЗПР (задержка психического развития)

– это такое отклонение в развитии, при котором наблюдается замедление темпа созревания какой-либо сферы ребенка. Однако эта задержка не связана с умственной отсталостью. ЗПР возможно преодолеть.
В возрасте до 4х лет ЗПР проявляется в виде вегетативных особенностей, таких как: нарушение сна, аппетита, расстройств ЖКТ. В более позднем возрасте проявления могут быть в виде тиков, заиканий, общей возбудимости. Но, как правило, ЗПР обнаруживается, только когда ребенок поступает в школу. В этот период родители и учителя начинают замечать отставание ребенка от своих сверстников. Это может быть заметно как в эмоциональной сфере (ребенок инфантилен, несамостоятелен, игровые интересы у него преобладают над интересом к учебе) так и в интеллектуальной сфере (не такой большой набор знаний как других детей, трудности в освоении школьных правил, трудности в обучении). Кроме того, такой ребенок может иметь меньший вес и рост по сравнению с другими сверстниками. 
ЗПР бывает разной степени тяжести и зависит от причин ее вызвавших. Таких причин существует много. К ним относят патологию беременности и родов, длительные соматические заболевания и травмы нервной системы, пережитые ребенком в первый год жизни, педзапущенность и ряд других.

Дислексия

- это одна из форм нарушения в развитии, которая проявляется в трудностях овладения чтением, а в некоторых случаях и письмом. 
Ребенок с дислексией во время чтения путает буквы, близкие по написанию, произношению, меняет порядок букв, попускает, добавляет лишние буквы в словах, часто перепрыгивает через строчку. Как правило, у ребенка с дислексией имеются также нарушения произношения и правописания. При этом интеллект ребенка в норме, а по другим предметам он может ничуть не отставать от сверстников. 
Причиной дислексии может выступать генетический или органический фактор (следствие поражений нервной системы на ранних этапах развития ребенка).

Дисграфия

– нарушение овладения письмом. Так же, как и при дислексии, интеллект ребенка соответствует норме. 
Ребенок с дисграфией пишет неразборчиво, совершает массу орфографических ошибок: путает порядок букв, не дописывает буквы или искажает их, пишет буквы зеркально; не соблюдает размер букв и строчку, путает близкие по звучанию / написанию буквы. Не дописывает и / или пропускает слова. 
Во время письма такой ребенок может неправильно держать ручку; кисть и плечо (иногда целиком все тело) зажаты и напряжены, ребенку тяжело менять положение руки, чтобы перейти к следующей букве / слову, многим детям с дисграфией попросту больно писать, особенно в стрессовых ситуациях (например, во время контрольной работы). Скорость письма слишком маленькая или наоборот слишком большая, в сочетании с проговариванием слов во время письма. Такие дети очень часто не хотят и отказываются от выполнения письменных заданий.
Дисграфия может быть связана с недостаточной сформированностью функций звукоразличения, зрительного восприятия букв и слов, с трудностями удержания зрительных образов букв и слов, с особенностями тонкой моторики.

СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности).

Возникновение признаков СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) относят к началу посещения детского сада (3 года), а первое ухудшение — к началу обучения в школе. З года — начало активного развития внимания, памяти и речи. Форсированное повышение нагрузок в этом возрасте может привести к нарушениям поведения в виде упрямства и непослушания, но и и к отставанию в нервно-психическом развитии. Возраст 6-7 лет критический период для становления не только письменной речи, но и произвольного внимания, памяти, целенаправленного поведения и других функций высшей нервной деятельности. 
Поэтому если в дошкольном возрасте среди детей в СДВГ преобладают гипервозбудимость, двигательная расторможенность, моторная неловкость, рассеянность, повышенная утомляемость, инфантилизм, импульсивность, то у школьников на первый план выступают трудности обучения и отклонения в поведении. 
Гиперактивные дети находятся в постоянном движении, независимо от того, чем они занимаются — математикой или физкультурой. Недаром их называют «вечными двигателями». Однако, результативность подобной активности невысока, а многое начатое просто не доводится до конца. Деятельность гиперактивных детей нецеленаправленна, мало-мотивированна, и не зависит от ситуации — они подвижны всегда, хотя к концу дня вследствие общего утомления «сверхактивность» выражается в истериках, беспричинных приступах раздражения, плаксивости. Больше о СДВГ…

Безусловно, таким детям необходимо оказывать квалифицированную помощь. Важно начать работу как можно раньше, поскольку, чем младше ребенок, тем легче и быстрей можно выстроить необходимые ему мозговые связи. Коррекционная работа с детским нейропсихологом включает в себя проработку всех сфер (моторной, зрительной, слуховой, тактильной и др.). Особое внимание уделяется функциям, которые наиболее слабы (например, недостаточно сформированы) у конкретного ребенка. Перечисленные выше нарушения в развитии возможно преодолеть. Даже при такой проблеме как, дисграфия, во многих случаях ребенку удается практически полностью справиться с имеющимися трудностями и стать успешным в школе благодаря скрупулезной работе со специалистом..

Не затягивайте поход к детскому нейропсихологу, чем раньше вы обратите внимание на существующие проблемы в развитии ребенка, и чем раньше начнете курс коррекционных занятий, тем больше шансов на полное устранение имеющихся нарушений и успешное обучение вашего ребенка.

Comments are closed.

Яндекс.Метрика