Психологическое развитие ребенка в первый год жизни

art_picture_spec_pic_501

В первые месяцы ребенок и мама представляют собой одно целое, потому что жизнь ребенка напрямую связана с тем, как мама удовлетворяет все потребности малыша – в еде, физическом комфорте, эмоционально. Ребенок удовлетворен, если долго не испытывает недомогания, его баюкают и ласкают, с ним играют и разговаривают. Если мама будет плохо понимать потребности малыша, то на психическом уровне ребенок не будет чувствовать себя уютно.

art_picture_spec_pic_170Чувство, которое формируется в первый год жизни ребенка – доверие / недоверие к окружающему миру . Доверие возникает при позитивном опыте общения с мамой, т.е. когда ребенок чувствует удовлетворение всех, как физических, так и эмоциональных потребностей, чувствует преемственность и безопасность. Ценные качества, которые человек приобретает в этот период – энергия и надежда.Именно в первый год жизни происходит закладка самых важных, базовых ощущений в восприятии окружающего мира. Эти ощущения оказывают весомое значение на формирование характера человека и сопровождают его в течении всей жизни.

Когда же мама (или другой значимый близкий) не поддерживает ребенка, непоследовательна и непредсказуема, ребенок ощущает окружающий мир как небезопасный, вырабатывается недоверие, боязливость и подозрительность.

Другими словами, отношения с мамой на первом году жизни являются для ребенка проекцией отношений с окружающей действительностью , и от того, как ребенок войдет в новый мир – с радостью, жаждой познания и общения или с тревогой, недоверием к другим людям и страхом всего нового, зависит его будущая жизнь.

Клюваева Светлана.

Играем дома. Развивающие игры для малышей
Букварь с пеленок, или обучение чтению до года.

Развитие функций нервной системы у детей от 1 года до 2-х лет.

Развитие общих движений (крупной моторики) у здоровых детей.

Ребенок ходит самостоятельно. 1 год.


Ходит длительно, поворачивается. 1 год, 3 мес.


Перешагивает через препятствия. 1 год, 6 мес.


Пытается бегать. 1 год, 10 мес.


Поднимается и спускается по лестнице. 1 год, 11 мес.
приставными шагами, держась за перила.


Бегает. Самостоятельно приседает и встает. 2 года.
Наклоняется и поднимает предметы с пола.


Развитие движений рук (мелкой моторики) у здоровых детей.

Может перелистывать страницы у картонной книжки. 1 год.
Опускает мелкие предметы в узкое отверстие.


Переворачивает одновременно 2-3 страницы. 1 год, 2 мес.


Рисует каракули, росчерки. 1 год, 5 мес.


Разрывает бумагу. 1 год, 6 мес.


Переворачивает по одной странице. 1 год. 8 мес.


Формируется предпочтение руки. По показу повторяет 2 года.
вертикальные и круглые линии.


Развитие зрительного восприятия у здоровых детей.

Показывает отдельные предметы в быту. 1 г.


Узнает и показывает себя и знакомых на фотографии. 1 г. 2мес.


Узнает несколько простых картинок (около 5). 1 г. 3 мес.


Дифференцирует форму и величину объемной игрушки. 1 г. 8 мес.
Дифференцирует количество предметов.


Подбирает парные игрушки и картинки. 1 г. 9 мес.


Узнает знакомые предметы на экране телевизора. 2 г.
Знает много картинок (10-15).


Развитие слухового восприятия у здоровых детей.

Пытается воспроизводить серии речевых звуков с определенной интонацией и звуком. 1 г.


Повторяет услышанные короткие слова. 1 г. 3 мес.


«Вставляет» слова в знакомые стихи. 1 г. 5 мес.


Называет объекты, находящиеся вне поля зрения, когда слышит из звук. 1 г. 8 мес.


Развитие общения (эмоций, коммуникации) у здоровых детей.

По просьбе обнимает родителей. 1 г.


Появляется сопереживание, утешение. 1 г. 2 мес.


Использует «нет» (слово, звук, жест), выражая несогласие. 1 г. 2 мес.


Использует «да» (слово, звук, жест). 1 г. 4 мес.


Помогает в простейших работах (по инструкции). 1 г. 7 мес.


Имитирует действия взрослых с бытовыми предметами. 1 г. 8 мес.


Активно пользуется жестами. острая реакция на отсутствие матери. 1 г. 10 мес.


Развитие пассивной речи (импрессивной) у здоровых детей.

Выполняет много команд по просьбе. 1 г.


Показывает несколько частей тела. 1 г. 3 мес.


Показывает все части тела. 1 г. 6 мес.


Показывает все объекты в быту. 1 г. 8 мес.


Показывает много картинок. 2 г.


Развитие активной речи (экспрессивной) у здоровых детей.

Говорит около 5 слов (мама, баба, да-да) 1 г.


Соотносит слоги с определенным предметом. 1 г. 2 мес.


Выражает желания с помощью речи (появление глаголов) 1 г. 4 мес.


Говорит около 10 слов ( в основном, названия) 1 г. 6 мес.


«Телеграфная речь»: двухсловные предложения. 1г. 8 мес.


Составляет предложения из 3-4 слов. 2 г.


Развитие мышления (интеллекта) у здоровых детей.

Узнает значение слов, коротких фраз. 1 г.
Различает несколько предметов по названию.
Ищет спрятанную игрушку.


Тянет в рот только съедобное. 1 г. 5 мес.


Узнает простые картинки в книге. 1 г. 6 мес.


Может выполнить поручение из одного действия. 1 г. 7 мес.


Различает «один» и «много», «большой» и «маленький». 1 г. 11 мес.


Частично заполняет доску Сегена (вкладыши) путем проб и ошибок. 2 г. 


Развитие навыков самообслуживания у здоровых детей.

Самостоятельно ест (руками), откусывает печенье. 1 г.


С помощью подносит ложку ко рту. 1 г. 2 мес.


Пьет из чашки, не проливая. 1 г. 3 мес.
Снимает простые предметы одежды (варежки, шапку).


Моет руки с небольшой помощью. 1 г. 4 мес.


Зачерпывает пищу ложкой. Полностью прожевывает пищу. 1 г. 6 мес.


Снимает расстегнутое пальто, куртку. 1 г. 9 мес.


Ест и пьет самостоятельно (хлеб, печенье). 2 г.


Развитие игровой деятельности у здоровых детей.

Играет с мячом. 1 г.


Строит простые структуры из блоков. 1 г. 1 мес.


Играет с песком, водой, наливными игрушками, кубиками. 1 г. 2 мес.
Наблюдает за игрой других детей.


Играет самостоятельно, если рядом взрослый. 1 г. 4 мес.


Начало функциональной игры. 1 г. 6 мес.


Любит катать, перетаскивать игрушки. 1 г. 9 мес.


Толкает «поезд», сделанный из нескольких кубиков. 1 г. 9 мес.


Предпочитает активные игрушки (поезд, телефон и т.д.) 2 г.


Comments are closed.

Яндекс.Метрика