Психологическое развитие ребенка с 2-х до 3-х лет

 

Главный вопрос, на который ребенок должен получить ответ в этом возрасте : «Могу ли я управлять собственным поведением?»
Психические задачи данного этапа связаны с формированием чувства автономии или стыда и сомнения.

art_picture_spec_pic_196Конструктивное поведение родителей на этой стадии проявляется в твердом убеждении ребенка в его силах и возможностях.На этом этапе на первый план выходит развитие самостоятельности на основе моторных и психических способностей. Ребенок осваивает различные движения. Если родители предоставляют ребенку право делать самому то, что он может, у него вырабатывается ощущение, что он владеет своими мышцами, своими побуждениями, самим собой и, в значительной мере, средой. Появляется самостоятельность.
Если близкие проявляют нетерпение и спешат сделать за ребенка то, на что он и сам способен, развивается стыдливость и нерешительность. Если родители постоянно ругают ребенка за мокрую постель, испачканные штаны, пролитое молоко, разбитую чашку и т.п. – у ребенка закрепляется чувство стыда и неуверенность в своих способностях управлять собой и своим окружением.

Исход этой стадии зависит от соотношения сотрудничества и своеволия, свободы самовыражения и ее подавления. Из чувства самоконтроля, как свободы распоряжаться собой без утраты самоуважения, берет начало прочное чувство доброжелательности, готовности к действию и гордости своими достижениями, чувство собственного достоинства. Из ощущения утраты свободы распоряжаться собой и ощущения чужого сверхконтроля происходит устойчивая склонность к сомнению и стыду.

Развитие общих движений (крупной моторики) у здоровых детей.

Ребенок ходит самостоятельно. 1 год.


Ходит длительно, поворачивается. 1 год, 3 мес.


Пытается бегать. 1 год, 10 мес.


Поднимается и спускается по лестнице. 1 год, 11 мес.

приставными шагами, держась за перила.


Бегает. Самостоятельно приседает и встает. 2 года.
Наклоняется и поднимает предметы с пола.


Стоит на одной ноге без поддержки. Поднимается, 2 года, 6 мес.
спускается по лестнице, чередуя ноги (с опорой).
Умеет ездить на трехколесном велосипеде.


Прыгает на двух ногах. 3 года.
Развитие движений рук (мелкой моторики) у здоровых детей.
Может перелистывать страницы у картонной книжки. 1 год.
Опускает мелкие предметы в узкое отверстие.


Переворачивает одновременно 2-3 страницы. 1 год, 2 мес.


Рисует каракули, росчерки. 1 год, 5 мес.


Разрывает бумагу. 1 год, 6 мес.


Переворачивает по одной странице. 1 год. 8 мес.


Формируется предпочтение руки. По показу повторяет 2 года.
вертикальные и круглые линии.


«Правильно» держит карандаш 2 года, 6 мес.


Копирует круг. Расстегивает пуговицы. 3 года. 
Развитие зрительного восприятия у здоровых детей.
Показывает отдельные предметы в быту. 1 г.


Узнает и показывает себя и знакомых на фотографии. 1 г. 2мес.


Узнает несколько простых картинок (около 5). 1 г. 3 мес.


Дифференцирует форму и величину объемной игрушки. 1 г. 8 мес.
Дифференцирует количество предметов.


Подбирает парные игрушки и картинки. 1 г. 9 мес.


Узнает знакомые предметы на экране телевизора. 2 г.
Знает много картинок (10-15).


Понимает смысл простых картинок с действием. 2 г. 6 мес. 
Узнает контурные, черно-белые изображения. Начинает видеть разницу в величине и количестве на плоскостной картинке.


Зрительно дифференцирует протяженность и местоположение предмета. 3 г.
Узнает наложенные изображения.
Развитие слухового восприятия у здоровых детей.
Пытается воспроизводить серии речевых звуков с определенной интонацией и звуком. 1 г.


Повторяет услышанные короткие слова. 1 г. 3 мес.


«Вставляет» слова в знакомые стихи. 1 г. 5 мес.


Называет объекты, находящиеся вне поля зрения, когда слышит из звук. 1 г. 8 мес.


Может отстукивать простые ритмы по образцу. 3 г.
Развитие общения (эмоций, коммуникации) у здоровых детей.
По просьбе обнимает родителей. 1 г.


Появляется сопереживание, утешение. 1 г. 2 мес.


Использует «нет» (слово, звук, жест), выражая несогласие. 1 г. 2 мес.


Использует «да» (слово, звук, жест). 1 г. 4 мес.


Помогает в простейших работах (по инструкции). 1 г. 7 мес.


Имитирует действия взрослых с бытовыми предметами. 1 г. 8 мес.


Активно пользуется жестами. острая реакция на отсутствие матери. 1 г. 10 мес.


Появляется понимание и и использование в речи местоимений »я»-»мое», «ты»-»твое». Знает свой пол. 3 г.

Развитие пассивной речи (импрессивной) у здоровых детей.
Выполняет много команд по просьбе. 1 г.


Показывает несколько частей тела. 1 г. 3 мес.


Показывает все части тела. 1 г. 6 мес.


Показывает все объекты в быту. 1 г. 8 мес.


Показывает много картинок. 2 г.


Понимает содержательную речь, несложные рассказы. 2 г. 5 мес. 
Может односложно ответить на вопрос о прочитанной сказке.
Выполняет около 10 инструкция, состоящих из одного действия.

Развитие активной речи (экспрессивной) у здоровых детей.
Говорит около 5 слов (мама, баба, да-да) 1 г.


Соотносит слоги с определенным предметом. 1 г. 2 мес.


Выражает желания с помощью речи (появление глаголов) 1 г. 4 мес.


Говорит около 10 слов ( в основном, названия) 1 г. 6 мес.


«Телеграфная речь»: двухсловные предложения. 1г. 8 мес.


Составляет предложения из 3-4 слов. 2 г.


Задает вопросы со словами «кто?», «где?», «куда?». Повторяет фразы. 2 г.6 мес.


Пытается использовать множественное число, пошедшее время. использует частицы «не», «ни». 3 г.
Развитие мышления (интеллекта) у здоровых детей.

Узнает значение слов, коротких фраз. 1 г.
Различает несколько предметов по названию.
Ищет спрятанную игрушку.


Тянет в рот только съедобное. 1 г. 5 мес.


Узнает простые картинки в книге. 1 г. 6 мес.


Может выполнить поручение из одного действия. 1 г. 7 мес.


Различает «один» и «много», «большой» и «маленький». 1 г. 11 мес.


Частично заполняет доску Сегена (вкладыши) путем проб и ошибок. 2 г.


Выполняет поручения из 2-3 взаимосвязанных действий 2 г. 6 мес.
(подойди к шкафу, возьми куклу, принеси мне).
Укладывает в нужные ячейки доски Сегена фигуры, кроме треугольника.


Подбирает цвета по образцу (красный к красному). 2 г. 6 мес.


Классификация на 2 группе (по цвету, форме). 3 г.
Развитие навыков самообслуживания у здоровых детей.
Самостоятельно ест (руками), откусывает печенье. 1 г.


С помощью подносит лодку ко рту. 1 г. 2 мес.


Пьет из чашки, не проливая. 1 г. 3 мес.
Снимает простые предметы одежды (варежки, шапку).


Моет руки с небольшой помощью. 1 г. 4 мес.


Зачерпывает пищу ложкой. Полностью прожевывает пищу. 1 г. 6 мес.


Снимает расстегнутое пальто, куртку. 1 г. 9 мес.


Ест и пьет самостоятельно (хлеб, печенье). 2 г.
Просится на горшок в дневное время.
Самостоятельно моет и вытирает руки.
Застегивает и расстегивает молнию, с помощью.


Ест ложкой, вилкой, самостоятельно (аккуратно) 2 г. 6 мес.
Одевает варежки, шапку.


Наливает воду в чашку (не аккуратно). 3 г.
Расстегивает пуговицы.
Развитие игровой деятельности у здоровых детей.
Играет с мячом. 1 г.


Строит простые структуры из блоков. 1 г. 1 мес.


Играет с песком, водой, наливными игрушками, кубиками. 1 г. 2 мес.
Наблюдает за игрой других детей.


Играет самостоятельно, если рядом взрослый. 1 г. 4 мес.


Начало функциональной игры. 1 г. 6 мес.


Любит катать, перетаскивать игрушки. 1 г. 9 мес.


Толкает «поезд», сделанный из нескольких кубиков. 1 г. 9 мес.


Предпочитает активные игрушки (поезд, телефон и т.д.) 2 г.
Делает куличики.
Собирает закручивающиеся игрушки.


Собирает пирамидку по порядку. 2 г. 6 мес.
Элементы сюжетной игры (кормит, баюкает куклу, возит, нагружает машину,
говорит по телефону)


Совместная сюжетная игра с другим ребенком. 3 г.

Comments are closed.

Яндекс.Метрика