Песочная терапия (Sandplay)

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ (SANDPLAY)

Песок нередко действует на детей как магнит. Прежде чем они успевают осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и русла рек. А если к этому добавить миниатюрные игрушки, тогда появляется целый мир, разыгрываются драмы, и ребенок полностью погружается в игру.

Игра с песком предоставляет ребенку возможность избавиться от психологических травм с помощью проигрывания своих фантазий и формировании ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями.
Песочница направляет ребенка в тот тип игры и символической деятельности, который оказывается благоприятным не только для процесса излечения но и для личностного роста.

Играя в свои игры, дети идут туда, куда они должны идти, а психолог лишь направляет и помогает ребенку. Если психолог сможет метафорически «поддержать» и понять боль ребенка, то произойдет дальнейшее продвижение вперед через скопившийся душевный хаос в борьбу противоположностей между «хорошим и плохим», что в свою очередь приведет к разрешению, в котором сам ребенок сможет пережить глубокое преобразование отрицательных эмоций в чувство «быть достаточно хорошим», т.е. положительно относиться к себе и своим трудностям.


art_picture_spec_pic_202Песок — необыкновенно приятный материал: когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде. Мы можем также переносить песок, создавать тонкие формы, ветер и песок в совокупности вызывают образы пустыни. Смешанный с водой, песок становится более темным и приобретает качества земли. Песок становится устойчивым и ему можно придать форму. Так мы можем создавать ландшафты или трехмерные структуры всех видов. Можно сказать, что ребенку на час предоставляется неведомая вселенная, внутри которой он может создавать свой индивидуальный мир. Ребенок не может рассказать нам о своих сложностях как взрослый, но он может сделать это при помощи песочных картин.Метод sandplay (дословно — песочная игра) пока мало известен в России. Он представляет собой одну из необычных техник аналитического процесса, во время которого ребенок (а иногда и взрослый) строит собственный мир в миниатюре из песка и небольших фигурок. Это метод, имеющий за собой интересное прошлое, устоявшиеся основы теории и техники в настоящем и перспективное будущее.

Ребенок выражает на песке то, что спонтанно возникает в течении занятия. В процессе работы, ребенок может смешивать песок с водой, если ему необходимо сформировать холмы, горы, или создать различные влажные ландшафты, например, болото. Кроме того, в работе используется множество миниатюрных фигур: людей, животных, деревьев, зданий, автомобилей, мостов, религиозных символов, и еще много другого. Такое множество фигур и материалов необходимо для того, чтобы дать ребенку стимул создавать собственный мир.

Этот метод можно использовать в работе с детьми от трех лет (а также, как один из этапов в работе с подростками и взрослыми), со следующим спектром проблем:
  различные формы нарушений поведения
  сложности во взаимоотношениях со взрослыми (родителями, воспитателями, учителями) и сверстниками
  психосоматические заболевания
  повышенная тревожность, страхи
  сложности, связанные с изменениями в семейной (развод, появление младшего ребенка, и т.д.) и в социальной ситуациях (детский сад, школа)
  неврозы

Проигрывая волнительные ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное, приобретает бесценный жизненный опыт символического разрешения множества ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо! Этот опыт в виде «концентрата» попадает в бессознательное ( пока глубинный смысл проигранного на песке ребенком может не осознаваться). Некоторое время оно активно ассимилирует новый материал в имеющуюся систему мировосприятия. И наступает момент (срок для каждого индивидуален), когда мы можем заметить в поведении ребенка определенные изменения. это удивительно, но он начинает применять в реальности свой «песочный» опыт.
Уже доказано, что дети, которые активно играли в детстве в песке, чаще вырастают уверенными и успешными взрослыми.

Оставить комментарий

Имя*

e-Mail * (не будет отображено)

Вебсайт

Яндекс.Метрика