Ошибки в воспитании культурного питания

Консультант статьи: детский психолог, психотерапевт Ирина Григолашвили, консультант Клуба детской и семейной психологии «Сердечко»

Когда мы говорим о том, что ребенок должен уметь правильно вести себя за столом, то имеем в виду не формальное соблюдение этикета, а культуру питания, которая поможет вырасти здоровым и крепким.
Почему детей необходимо учить правильно вести себя за столом? Во-первых, соблюдение этикета отличает культурного человека. И в будущем вы сможете спокойно появиться со своим чадом в гостях, кафе или ресторане, не боясь, что он будет размахивать вилкой или ложкой, обливаться супом или катать шарики из хлеба. А во-вторых, правильный прием пищи гарантирует сохранение здоровья. Некоторые родители, в силу занятости, или неведения, допускают ошибки во время кормления, закрепляя неверные стереотипы поведения за столом. Между тем, если кроха не научится культуре питания, то рискует получить нарушение обмена веществ или работы желудочно-кишечного тракта. Так как дети копируют манеру поведения взрослых, то, приучая малыша к нормам этикета, станьте ему примером.

Чтобы хорошо накормить кроху, его нужно развлекать:
Грубое нарушение культуры питания – это кормление ребенка под чтение книги, звуки аудиосказки, или детских песен. Подобные «развлекалки» мешают запустить рефлекторную фазу работы желудочно-кишечного тракта, которая включается, когда ребенок, не отвлекаясь, от процесса еды, смотрит на пищу, чувствует аромат и получает наслаждение от ее вкуса. От вида, вкуса и аромата пищи активнее вырабатывался желудочный сок, для ее интенсивной переработки Кстати, для этой же цели диетологи рекомендуют мамам украшать детскую еду, готовить ее из ярких продуктов, формировать забавные фигурки.

Болтать за столом не возбраняется:
Наши бабушки недаром утверждали: «Когда я ем, я глух и нем». Это одно из золотых правил этикета. Благодаря ему, ребенок учится тщательно пережевывать пищу. Переваривание еды начинается во рту. Здесь со слюной выделяется фермент амилаза, который в полости рта начинает расщеплять углеводы, поэтому, чем медленнее и спокойнее малыш жует, тем лучше пища переварится в желудке. А болтовня вряд ли ему в этом поможет. Зато слова: «Приятного, аппетита!» «Спасибо»! «Пожалуйста!» всегда должны звучать во время трапезы, независимо от возраста малыша.

Можно поесть быстрее, чтобы все успеть: 
Не приучайте ребенка торопиться за едой. Спешка приводит к тому, что малыш набивает рот кусками и глотает, не успев переживать. Это не красиво, не этично, и…опасно. Если ребенок проглатывает куски, то они плохо переварятся и организм почти ничего не усвоит. Кроме того, большие куски могут травмировать кишечный тракт. Чтобы пища хорошо усвоилась, педиатры разрешают детям до года растягивать ее прием: поесть, подвигаться, снова поесть, если крохе хочется. Главное не превращать это в привычку, и к двум годам перейти на обеды и завтраки без перерывов.

До года бессмысленно приучать есть ложкой:
Чем раньше ребенок поймет, что нужно есть ложкой, а не руками, тем быстрее он научиться владеть столовыми приборами, и лучше освоит культуру поведения за столом. Умение есть ложкой, развивает мелкую моторику, и с каждым разом путь от тарелки до рта будет становиться точнее. Возьмите ручку крохи в свою, и несколько раз покажите, как правильно держать ложку. Затем положите ее рядом, постепенно, он сам поймет, что есть ложкой удобнее. Если период привыкания растянулся, то потерпите. Психологи считают, что исследование пищи руками, особенно если она новая,- это нормально, потому что дети настороженно принимают любую еду. Постепенно, на примере мамы они поймут, что пища безопасна и период «еды руками» пройдет. Пока малыш голоден, и у него есть интерес к процессу поглощения пищи пусть пробует есть сам, а когда устанет – докормите его ложкой. Главное, чтобы он понял: ложкой удобнее, опрятнее и быстрее.

Ребенок может пользоваться вилкой с двух лет: 
У некоторых мам дети едят второе блюдо вилкой и в полтора года. Но лучше повременить с использованием этого столового прибора, потому что он не безопасен. Как только ребенок научится уверенно пользоваться ложкой, можно учиться пользоваться вилкой. Педиатры рекомендуют это делать с трех лет. С этого возраста дети уже понимают, что вилкой можно уколоться. Она должна быть детской: удобной для руки малыша, и без слишком заостренных зубцов. Объясните, что вилку нужно держать в правой руке. Когда едят твердую пищу, то зубцами вниз, мягкую – зубцами вверх, чтобы лучше поддевать пищу.

Если кроха плюет еду, ему нужно сделать внушение:
Психологи рекомендуют не ругать ребенка до трех лет, а переключать его внимание или уговаривать. В данном случае, лучше спокойно сказать, что плеваться вообще плохо, а за столом – тем более. Главное не реагировать эмоционально. Эмоции привлекут внимание, и проказник может начать играть в «плевки». Если он продолжает вести себя подобным образом, то попробуйте найти причину. Возможно, ему не нравится еда. Прежде чем кормить малыша, попробуйте еду сами. Если вкусно вам, значит и ему понравится. Подождите два–три дня, и если за это время он не привыкнет к пище, то поменяйте ее.
Бросать еду и столовые приборы на пол — дурной тон: Малыши до года воспринимают это иначе. В их жизни есть период, когда они бросают все предметы. Многих взрослых это раздражает, особенно когда такое повторяется много раз. Между тем, психологи рекомендуют не ругать ребенка, а возвращать брошенные предметы. Если терпения не хватает, то можно, вернув предмет на место, тут же переключить внимание крохи на еду, со временем его интерес иссякнет. Возвращая предметы, вы обеспечиваете малышу ощущение надежности и безопасности мира: то, что ушло — должно вернуться. Такое поведение чаще всего наблюдается в период отделения ребенка от матери и это не дурной тон, а нормальное явление. Не акцентируйте на этом внимание, и все пройдет.

Соблюдая этикет, нужно сервировать стол:
Пока ребенок не достигнет трех — четырех лет, не имеет смысла этого делать. Детские столовые приборы с картинками дети начинают ценить с возрастом. А вот есть из яркой посуды, им нравится. Она должна быть легкой и безопасной. Для крох – на присосках, для двух — трехлеток — обычной. Поэтому сервировка не так важна, как соблюдение чистоты за столом. Пока ребенок не достигнет двух лет обязательными атрибутами во время еды должны стать: бумажные салфетки, чтобы вытирать стол, рот, руки, клеенка на стол, и моющаяся салфетка на шею. Приучайте кроху пользоваться салфетками, сразу же, как только перевели на самостоятельное кормление. Сначала вытирайте ротик и ручки сами, а затем научите его. Еще одно важно правило – не садитесь за стол, не помыв руки. К этому малыш должен привыкнуть с младенчества и на всю жизнь.

Нельзя позволять малышу размазывать пищу по столу: 
Конечно, это неэтично, но в определенный период до года дети обожают этим заниматься. Позвольте ему возиться с едой, поскольку этот процесс – не баловство, назло маме, а настоящее исследование пищи и окружающего мира. Не раздражайтесь, а спокойно сотрите грязь и продолжите кормление. Можно позволить повозиться с едой, подкармливая малыша при этом. Или расставлять тарелки с едой на специальном подносе, где он будет размазывать еду, не пачкая стол. Период исследования пищи проходит. И все же не стоит подхватывать эту игру, смеяться, рисовать на размазанной поверхности веселые рожицы. Все это отвлекает ребенка от еды, и его пищеварение может пострадать. Кроме того, вы приучите его к мысли, что за столом можно играть и развлекаться, а не сосредотачиваться на еде. А как мы упоминали выше, только спокойное поведение за столом поможет способствует нормальному процессу пищеварения.

Елена Карчевская
для журнала «Мама — это Я!»

Comments are closed.

Яндекс.Метрика