Как научить ребенка вести себя в общественном месте

Наверняка каждый наблюдал такую ситуацию: в общественном месте ребенок кричит, требует, ругается, дерется, одним словом, ведет себя неприемлемо, заставляя прохожих оборачиваться, а родителей краснеть. Почему дети так ведут себя? Это признак плохого воспитания, усталости или отражение проблем в семье? Что должны делать родители, чтобы такое поведение прекратилось?

art_picture_spec_pic_1761. В магазине ребенок громко требует купить понравившуюся игрушку (конфеты). На отказ родителя устраивает истерику.Разберем на примере 4 типичных ситуаций, которые вынуждают родителей испытывать смущение, раздражение, и другие негативные чувства по отношению к своему ребенку, а также примеры эффективных родительских реакций.

Часто встречающиеся реакции.
Реакция 1. Купить, чтобы ребенок успокоился.
Что происходит: В этом случае у ребенка закрепляется манипулятивная модель поведения – получение желаемого с помощью впадения в аффект. В дальнейшем это может привести к тому, что ребенок будет тяжело переживать свои неудачи и проигрыши. Один из способов избежать этого – отказ от какой –либо деятельности, чтобы не испытывать фрустрацию (сильный эмоциональный дискомфорт) от невыполненного желания или неудачи в действии.
Реакция 2. Родитель пытается образумить ребенка, раздражаясь на него. Иногда это заканчивается шлепком или другими способами физического воздействия, чтобы «он понял, что так себя не ведут».
Что происходит: Авторитарные запреты, физические наказания приводят к снижению детской самооценки, формируется поведенческий стереотип: «Я не имею права желать», что в будущем может привести к пассивной жизненной позиции и трудности в самореализации.
Реакция 3. Увести из магазина, подальше от вожделенного объекта, не объясняя причины.
Что происходит: Когда ребенок не понимает, почему он не может получить то, что хочет, он сам начинает искать объяснения и фантазировать. Чаще всего его фантазии связаны с самооценкой. «Если мне не дают то , что хочу, значит я плохой».
Совет психолога.
Прежде всего оцените ситуацию. Вы действительно не можете купить ребенку то, что он хочет, или ваш отказ – воспитательная стратегия?
И в том и в другом случае: 1) четко скажите «нет», 2) объясните ребенку причину отказа. 3) Озвучьте свои чувства по этому поводу. Пример: «Нет, я не могу купить тебе эту игрушку сейчас, мы пришли в магазин, чтобы купить продукты. Мне жаль, я вижу она тебе очень понравилась. Когда у меня будет возможность я обязательно куплю ее тебе». Говорить это надо максимально нейтральным и спокойным тоном. Интонация имеет не меньшее значение, чем слова, которые вы говорите ребенку.
Если же ребенок впал в аффект, ни в коем случае нельзя оставлять его одного, пугать ( «Я ухожу, а ты плачь»). Необходимо дать понять ребенку, что вы рядом и его чувства вам понятны.

2. Ваш ребенок публично бьет и обзывает Вас или членов вашей семьи.
Возможная реакция . Отругать, пристыдить, наказать.
Что происходит: У ребенка формируется запрет на проявление агрессии. А злость и выражение злости является таким же естественным чувством, как и радость, и другие чувства, присущие человеку. Умение конструктивно выражать свою агрессию является важным свойством человеческой психики. Поэтому нельзя ругать ребенка за выражение своих чувств, необходимо научить его выражать их в социально приемлемой форме. В противном случае, запрет на выражение своей агрессии может привести к неумению отстаивать свои права, свое мнение.
Совет психолога.
Когда ребенок замахивается на вас, чтобы ударить, необходимо остановить его, сказав примерно следующее: «Ты разозлился на меня потому что я не разрешаю тебе бегать по лужам ( описать ситуацию, на которую разозлился ребенок). Ты можешь злиться на меня, но я не позволяю тебе меня бить». Для выплеска недовольства вы можете вместе с ребенком придумать объект, который он может бить. Например, «подушка злости», которая будет находиться в определенном месте и ребенок может ударить ее тогда, когда будет злиться.

3. Ребенок громко ведет себя там, где надо соблюдать тишину ( в церкви, в больнице, в кинотеатре, музее и т.д.)
Возможная реакция : запрет, наказание, часто с раздражением в голосе.
Что происходит: Если это естественная реакция радости, удовольствия, то запрет громкого выражения может привести к торможению в развитии спонтанности и самовыражения. Если же громкое поведение ребенка является способом привлечения внимания к себе, то реакция родителя, даже негативная, является желаемым результатом для ребенка, а для родителей это сигнал о том, что ребенок испытывает дефицит эмоциональной близости.
Совет психолога: Присоединитесь к чувствам ребенка, говоря с ним спокойным тоном, постепенно снижая громкость своего голоса ( можно даже перейти на шепот). Объясните ребенку что это за место, и почему здесь надо вести себя тихо.

4. Ребенок раскрывает «секреты». «А у мамы дырка на юбке!».
Совет психолога: Спокойнo объясните ребенку, что не все нужно рассказывать, и есть вещи, о которых можно говорить только в кругу самых близких людей. Расскажите, о каких ситуациях не нужно рассказывать и почему. Предупредите о последствиях таких рассказов. «Мне будет неловко, если другие узнают об этом».

Поведение ребенка зачастую является отражением того, как ведут себя взрослые и как они реагируют на поступки ребенка. Чтобы не испытывать чувства неловкости, помните, что перед вами маленький человек, который только учится жить, а именно вы, взрослый, показываете ребенку модели взаимодействия c окружающим его миром и людьми и от вас во многом зависит то, как ребенок ведет себя в обществе.

Григолашвили Ирина, Клюваева Светлана.

Яндекс.Метрика