Геперактивные дети, или что такое СДВГ?

ГИПЕРАКТИВНЫЕ ДЕТИ, ИЛИ ЧТО ТАКОЕ СДВГ?

Вы в гостях у знакомых, у которых двое детей. Девочка дошкольного возраста — непоседа, энергия бьет в ней ключом, она постоянно вмешивается в разговоры взрослых, ни секунды не может усидеть на месте. Родители уже устали делать ей замечания. Все безрезультатно.

art_picture_spec_pic_188Нарушение внимания. Вы едете в электричке. Мальчик трехлетнего возраста постоянно вскакивает со своего места, спрашивает маму, когда приедем, заводит игрушку, которая своим шумом мешает другим пассажирам. Затем начинает открывать раздвижные двери, впуская в салон из тамбура холодный воздух. На возмущенные реплики окружающих заявляет, что проветривает помещение. Каждый из нас может привести подобные примеры, каждый раз да и встречался с подобными детьми. В последние годы число гиперактивных детей заметно выросло. Воспитатели, а прежде всего учителя начальных классов бьют тревогу. Интенсивные формы обучения детей, рост психологических перегрузок, ухудшение социально-экономического состояния населения, усиление внутрисемейной напряженности, распространение асоциальных тенденций в обществе — все это способствует нарастанию нервно-психических отклонений и нарушений поведения у детей и подростков. Возникновение признаков СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) относят к началу посещения детского сада ( 3 года), а первое ухудшение — к началу обучения в школе. З года — начало активного развития внимания, памяти и речи. Форсированное повышение нагрузок в этом возрасте может привести к нарушениям поведения в виде упрямства и непослушания, но и и к отставанию в нервно-психическом развитии. Возраст 6-7 лет критический период для становления не только письменной речи, но и произвольного внимания, памяти, целенаправленного поведения и других функций высшей нервной деятельности. Поэтому если в дошкольном возрасте среди детей в СДВГ преобладают гипервозбудимость, двигательная расторможенность, моторная неловкость, рассеянность, повышенная утомляемость, инфантилизм, импульсивность, то у школьников на первый план выступают трудности обучения и отклонения в поведении. Гиперактивные дети находятся в постоянном движении, независимо от того, чем они занимаются — математикой или физкультурой. Недаром их называют «вечными двигателями». Однако, результативность подобной активности невысока, а многое начатое просто не доводится до конца. Деятельность гиперактивных детей нецеленаправленна, мало-мотивированна, и не зависит от ситуации — они подвижны всегда, хотя к концу дня вследствие общего утомления «сверхактивность» выражается в истериках, беспричинных приступах раздражения, плаксивости. Определяет наличие СДВГ только! специалист ( врач-психиатр, невролог, нейропсихолог, психолог) по двум измерениям: нарушения внимания и гиперактивность/импульсивность.

1. Ребенок не может сосредоточиться, делает много ошибок из-за невнимательности. 2.Ему трудно поддерживать внимание при выполнении заданий или во время игр. 3.Легко отвлекается на посторонние стимулы. 4.Не может до конца закончить поставленную задачу. 5.Слушает, но кажется, что не слышит. 6.Избегает выполнения задач, требующих постоянного внимания. 7.Плохо организован. 8.Часто теряет личные вещи, необходимы в школе и дома ( карандаши, книги, рабочие инструменты, игрушки). 9.Забывчив.

Гиперактивность/импульсивность. Гиперактивность: 1. Ребенок суетлив. 2.Не способен усидеть на одном месте. 3.Много, но нецеланаправленно двигается ( бегает, крутится, ерзает на своем месте). 4.Не может тихо, спокойно играть, или заниматься чем-либо на досуге. 5.Всегда нацелен на движение, ведет себя как «вечный двигатель». 6.Болтлив.

Импульсивность: 1.Часто начинает отвечать не подумав и даже не дослушав вопрос. 2.С трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях. 3.В разговоре чато прерывает, мешает (пристает) окружающим.

Для постановки диагноза СДВГ необходимо 6 из 9 присутствующих критериев в каждом измерении. Также необходимо обратить внимание на то, что симптомы этого заболевания должны: появляться до 8 лет; наблюдаться не менее 6 месяцев в двух сферах деятельности ребенка ( дома и в школе); не должны проявляться на фоне общего расстройства развития, шизофрении и других каких-либо нервно-психических расстройств; должны вызывать значительный психологический дискомфорт и дезадаптацию. ( И.Брязгунов, Е.Касатикова. «Непоседливый ребенок или все о гиперактивных детях»)

Правила работы с гиперактивными детьми.

1.Заниматься с ребенком в начале дня, а не вечером. 2.Уменьшить рабочую нагрузку ребенка. 3.Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки. 4.Занятия должны быть драматичными, яркими и экспрессивными. 5.Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха. 6.Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым. 7.Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания). 8.Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее. 9.Давать короткие, четкие и конкретные инструкции. 10.Использовать гибкую систему поощрений и наказаний. 11.Поощрять и наказывать ребенка сразу же, не откладывая на будущее. 12.Предоставлять ребенку возможность выбора. 13.Оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества! 14.Установить четкий режим дня. 15.Привычные ритуалы помогут Вашему ребенку спокойно отойти ко сну, собраться на прогулку и т.п.

Если у вашего ребенка стоит диагноз СДВГ, вам может помочь детский нейропсихолог.

Яндекс.Метрика