Детские страхи

Довольно часто причиной обращения родителей к детскому психологу являются детские страхи. Наверное, сложно найти человека, который бы никогда не испытывал чувство страха. Тревога, страх, волнение такие же нормальные проявления нашей психики, как и радость, удивление, восхищение, печаль.
Многие страхи обусловлены возрастными особенностями, новообразованиями в психике ребенка, и если к ним правильно относиться, исчезают сами собой. Другие же страхи являются признаками социального или психического неблагополучия ребенка, проявляются они в длительной болезненной фиксации ребенка на страхе, когда такая «заостренность» мешает нормальному развитию ребенка, отражается на семейной и социальной жизни.

Страх, откуда ты пришел?

Страхи детей многообразны, кроме того, по мере взросления ребенка на смену одним страхам могут прийти другие. Что же влияет на возникновение детских страхов?

KIDS 2-008175wicked & wonderful• Ситуативные испуги, травмы. Ребенок испугался лающей собаки, » человека в черном», вероятности попадания в больницу… Определить пусковую ситуацию не всегда возможно. Реактивная тревога, возникающая в подобных случаях, легче поддается коррекции при правильной реакции родителей – сопереживании и объяснении этой тревожащей ситуации. Однако, если родители игнорируют чувства ребенка, смеются или еще больше запугивают (такое часто случается!), то вероятность того, что тревога перерастет в страх или фобическое расстройство велика.• Семейные отношения. Тут все закономерно. Чем более спокойные, уравновешенные отношения, тем менее ребенок склонен к страхам. Тревожный ребенок прямо указывает на напряжение в семейных отношениях, возможную невротизацию одного или нескольких членов семьи, конфликт в супружеских отношениях, особенно если родители используют ребенка в «борьбе за власть». Также детские страхи могут быть следствием эмоционального отвержения родителями или реакцией на семейное насилие.

• Фантазии ребенка о том, что может случиться. Например, развод родителей, боязнь быть потерянным, страх смерти

art_picture_spec_pic_214• Неадекватные требования, предъявляемые ребенку. Если ребенка все время сравнивать с другими, если воспитывать по принципу «должен знать, обязан делать, уметь»; если при этом не учитываются его возрастные и индивидуальные особенности, то ребенок начинает бояться ошибок и каких-либо действий вообще, чувствует себя виноватым, появляется страх «не соответствовать».родителей, страх подвергнуться насилию со стороны чужих людей (воры, бандиты), или того, что чужие люди заберут («дядя-милиционер», которым бабушка пугает). Как правило, возникают такие страхи тогда, когда полученная ребенком информация не может быть адекватно переработана. Источником могут служить разговоры родителей, случайные реплики, услышанные в новостях по телевизору или на улице, специфические телепрограммы или фильмы-ужасы.

• Страхи, связанные со стилем воспитания. Прежде всего, это преобладание гиперопеки или равнодушия. При этом у внешне благополучного ребенка может наблюдаться плавающая, внесетуативная тревожность, причиной которой чаще всего является неподготовленность ребенка решать адекватные возрасту задачи. Такая тревожность может принимать форму лени, равнодушия, неорганизованности.

• Соматические или психические нарушения у ребенка ( а также у близких родственников). Ребенок может с тревогой ждать очередного приступа (астма, эпилепсия, энурез и т.д.) у себя или у близких (например, когда один из родителей болен шизофренией). В таком случае ребенку и его семье наобходима помощь специалиста (психолога, психиатра).

Помимо страхов, связанных с индивидуальной историей ребенка, существуют «возрастные» страхи, которые возникают в определенном возрасте, и обусловлены переходом ребенка на новый уровень психического развития.

1-3 года.

Для детей 1-3 лет характерны страхи одиночества, исчезновения матери, и отсутствия помощи при опасности, страх неожиданных звуков. Также детям свойственны страхи боли, уколов, и связанная с этим боязнь медицинских работников.
К 2 годам может увеличиться страх перед засыпанием (особенно у мальчиков), связано это с более частыми, чем у девочек, кошмарными сновидениями.
Страхов в первые годы меньше и они быстрее проходят у тех детей, чьи мамы рядом, если в семье доминирует отец, родители не ведут «войну» с упрямством, развивают, а не подавляют или заглушают тревогой формирующееся «Я» ребенка, сами родители уверены в себе и способны помочь детям в преодолении воображаемых и реальных опасностей.

3-5 лет.

В этом возрасте часто встречается страх одиночества, темноты и замкнутого пространства, страх сказочных персонажей.

art_picture_spec_pic_2165-7 лет.Недостаточное внимание родителей ( а особенно родителя другого пола) порождает беспокойство, неустойчивость насторения и капризы как способ привлечь внимание. С этой же целью могут непроизвольно использоваться страхи, особенно возникающие перед сном.
Причиной страхов может также стать стиль воспитания по принципу гиперопеки, постоянное нахождение рядом взрослого, предуперждение каждого самостоятельного шага ребенка. Таким образом, ребенку показывают, что он слабый и беззащитный перед окружающим миром, полным неизвестности и опасности.
Не дает сформироваться адекватной психологической защите от страхов слишом уступчивое, нерешительное поведение родителей, постоянно сомневающихся в правоте своих действий. При таком стиле воспитания тревога ребенка монгократно возрастает. т.к. ребенок не чувствует себя защищенным.

Ведущим страхом старшего дошкольного возрста является страх смерти. Его возникновение означает осознание ребенком необратимости возрастных изменений. Он начинает понимать, что взросление на определенном этапе знаменует смерть, неизбежность которой вызывает беспокойство как эмоциональное неприятие необходимости умереть. Впервые ребенок ощущает, что смерть — неизбежный факт его биографии. В 5-7 лет дети часто боятся страшных сновидений и смерти во сне. Иногда во сне детям может присниться разлука с родителями, обусловленная страхом их исчезновения и потери. Страхи нападения, темноты, сказочных персонажей, заболевания и смерти родителей, животных и жутких снов, стихии, огня, пожара и войны тесно связаны со страхом смерти. Также детям этого возраста, особено мальчикам, присущ страх опоздания и заражения.

7-11 лет.

К моменту поступления в школу у детей наблюдается тенденция к уменьшению страхов, что связано с новой социальной позицией школьника. Ведущий страх этого возраста – это страх быть не тем, кого уважают и ценят, другими словами страх не соответствовать социальным ожиданиям ближайшего окружения ребенка, его семьи, школы и сверстников.
Стах собственной смерти трансформируется в страх смерти родителей, а чуть позже в страх войны. Связанные со страхом смерти страхи нападения, пожара и стихийных бедствий продолжают быть выраженными, как и в старшем дошкольном возрасте.

11-16 лет.

Страхи подросткового возраста связаны со становлением системы отношений, интересов, мировоззрений и социальной направленности. Подросток, с одной стороны, стремится сохранить свою индивидуальность, быть собой, а с другой – принадлежать группе, соответствовать ее ценностям и нормам. Потребность быть собой — это стремление к совершенствованию своего «Я», что неотделимо от тревоги «быть не собой». Чаще всего страх «быть не собой» означает страх изменения, поэтому особо впечатлительные, чувствительные подростки боятся психического и физического уродства, что выражается в нетерпимости к физическим недостаткам других людей или в навязчивых мыслях о собственной «уродливой» фигуре, «некрасивых» чертах лица и т.п.
Страх изменения связан с периодом полового созревания и значительными изменениями в организме подростка. Также у подростков выражены страхи нападения и пожара, у мальчиков, к тому же, страхи заболеть, у девочек – стихии и замкнутого пространства. Эти страхи носят скорее характер опасений и так или иначе связаны со страхом смерти.

Что делать?

Если ваш ребенок боится чего-то, необходимо в первую очередь перестать пугаться самим родителям и усугублять страх ребенка или обесценивать его. Отнеситесь серьезно к чувствам, которые исытывает ребенок. Понимание чувств и желаний детей, их внутреннего мира, положительный настрой родителей, гибкость и непосредственность в воспитании, уменьшение тревоги, излишней опеки и чрезмерного контроля – лучшее лекарство в борьбе со страхами.
Кроме этого в страх можно играть, его можно нарисовать, сочинить про него историю или сказку, со страхом можно познакомиться, вынеся его из внутренней реальности ребенка в реальность настоящую. А также, можно обратиться за помощью к специалисту – детскому психологу, и пройти курс игровой терапии. Удачи!

Клюваева Светлана.

Comments are closed.

Яндекс.Метрика