Детская психодрама

Все, что ты можешь вообразить — реально. (Пабло Пикассо)

Психодрама — это метод групповой психотерапии, основанный Я. Л. Морено, который объединяет в себе диагностические возможности, сценические представления (театр спонтанности), групподинамические сеансы и аналитическую работу группы.
Когда Якоб Морено в возрасте 24-х лет наблюдал в городском парке Вены за тем, как играют дети , спонтанно выбирая себе роли, и в игре находят решение своим конфликтам, он еще не знал, к чему приведут его эти наблюдения.


200567001-005В настоящее время созданная Морено психодрама широко используется в целях личностного развития, психокоррекции, в педагогике и медицине.Он просто начал играть вместе с детьми, и вместе с ними пришел в лагерь беженцев — в их семьи и к их родителям. Он столкнулся с ужасающей нищетой, горем и озлобленностью. Морено попробовал помочь взрослым людям выйти из жизненного кризиса тем способом, который он подсмотрел в детских играх. Он основал театр спонтанности, который позже вырос в метод групповой психотерапии, получивший широчайшее распространение и признание во всем мире.

Морено основал психодраму и заложил основу групповой психотерапии.

В работе с детьми Морено использовал символическую психодраму при лечении невротического поведения.


200488325-001Игра – это не только символическое проигрывание конфликта, но и активное переложение и переработка опыта, настоящая работа по преодолению и разрешению конфликта или проблемы. В игре ребенок чувствует и переживает себя как творческий инженер-конструктор, как создатель, со-творец своей собственной жизни.

Таким образом, психодрама дает возможность ребенку «заново родиться» для новой, более удовлетворяющей его жизни.
Детская психодрама, ориентированная на «создание» творческой и спонтанной личности, не ограничивается устранением нарушений, она видит свою центральную задачу в содействии развития экспрессивной, творческой личности. Детская психодрама пытается стимулировать и поддерживать в ребенке спонтанность и творческую активность. Ее задача – пробуждать и развивать спонтанность и творчество там, где они стеснены и ограничены.
В символической игре детская творческая активность раскрывается полностью, со всеми характерными особенностями. Поэтому символическая игра в детской психодраме имеет первостепенное значение.

Как это происходит?

Детская психодрама может использоваться детскими психологами в индивидуальной (монодрама) и групповой работе. Часто в детской психодраме используются дополнительные средства творческой экспрессии – игрушки, песочница, краски, бумага, а также разнообразные ткани, элементы карнавальных костюмов: платки, головные уборы, очки, мечи, пистолеты и т.п. Эти средства помогают ребенку лучше прочувствовать «роль», погрузиться в нее, и прожить в пространстве кабинета детского психолога, следовательно переработать травматический эпизод своей жизни на символической уровне.

Группа, состоящая из нескольких детей, которую ведут два терапевта, напоминает семью. В такой группе создаются благоприятные условия для возникновения и разыгрывания соответствующих сцен, событий детства. Благодаря этому детская группа особенно подходит для того, чтобы в игре с терапевтами воспроизводить интроецированные внутрисемейные сцены и атмосферу семьи.

Пример групповой работы (из книги А. Айхингер, В. Холл «Психодрама в детской групповой терапии») : Купить книгу Психодрама в детской групповой терапии

« В смешанной группе пятилетних детей четверо из пяти были не готовы на первых сессиях пройти в комнату без мамы. Они сидели на коленях своих мам, в испуге цепляясь за них. Некоторые из детей отворачивались от ведущих. На первый наш вопрос среагировал только Ханс, единственный вошедший в комнату без мамы. Он сказал, чтo хочет быть кошкой. Юлия стала шептать маме не ухо, что тоже хочет быть кошкой. Другие дети ничего не сказали, а в ответ на наши вопросы только еще глубже вжались в своих мам. Так как напряжение сильно возросло, ведущие просто начали игру. В которой женщина-терапевт была хозяйкой фермы, а мужчина-терапевт, идентифицируясь с переживаниями детей, превратился в трусливого мышонка.
В то время, как фермерша громко выражала свою тревогу о животных, которые ведут себя так трусливо и тихо, и готовила для них специальную еду, прибавляющую силы, мышонок испуганно и науверенно ползал по полу. Мышонок-терапевт, осторожно заглядывая в «гнезда» (колени матерей), с тревогой думал вслух о том, что за животные там живут. Спрашивал себя, какие это животные: большие или такие же маленькие и нуждающиеся в защите, как он? Взяв роль мышонка, терапевт выбрал себе позицию «находящегося по угрозой» и проигрывал страх детей так, чтобы они всегда находились в более сильной позиции и угрожали мышонку.»

***


«Перед терапевтической сессией мать Макса рассказала, что мальчик из-за тяжелого порока сердца во время урока физкультуры в школе потерял сознание поэтому сейчас должен быть осторожным и не затрагивать много сил. Во время сессии дети договорились разыгрывать продолжение истории, начатой в прошлый раз, в которой они были астронавтами, а ведущие – динозаврами на планете Плутон.
Так как Макс и на этой сессии вопреки предостережениям своей матери тратил много физических сил, терапевты попытались непосредственно в игре заняться его конфликтом.
Жена Динозавра сказала мужу, когда они находились одни в своей пещере: «Ты ни в коем случае не должен волноваться! Ты же знаешь, что у тебя очень маленькие легкие и ты получаешь мало воздуха. Поэтому ты обязательнодолжен беречь себя!»
Муж возражал: «Я не могу позволить себе спокойно сидеть! Я должен бороться дальше! Иначе что же подумают обо мне другие динозавры? Они же меня обязатьельно высмеют!»
Жена: «Пусть себе смеются! Не думай об этом. Твое здоровье важнее, чем мнение о тебе других динозавров!»
Но Динозавр сомневался, что может это выдержать.
Тут пришли астронавты, высмеяли пострадавшего динозавра и обозвали его слабаком. Динозавр возмущался: «Я сейчас лопну от злости, я не могу больше держать себя в руках! Я должен им показать, что я не трус!»
Жена пыталась его успокоить и объясняла ему, какой опасной для него может стать дальнейшая борьба.
В этот момент Макс сказал женщине-терапевту: «давайте как будто вы ему сказали, что не берете на себя ответственность. И он сам будет виноват, если ему станет плохо».
Тогда терапевт спросил у детей, стоит ли Динозавру слушать свою жену и беречь себя. Макс сказал : «Нет! Динозавр будет продолжать борьбу и потеряет сознание!»
Другие дети согласиись с ним. Динозавр выпрыгнул из пещеры, настиг астронавтов и упал без сознания от напряжения. Жена Динозавра притащила мужа обратно в пещеру и отругала его.
После этой борьбы, в которой Макс снова принимал активное участие, не обращая внимания на свое сердечное недомогание, он стал отжиматься, говоря при этом, что ему необходимо держать себя в форме.
Тут терапевт быстро изменил свою роль и позвонил с центрального поста управления в Хьюстоне на Плутон: «Наш контрольный прибор показывает, что кислород на планете заканчивается. Астронавтам необходимо беречь себя и расходовать меньше кислорода!»
Макс в ответ попросил, чтобы им выслали кислород ракетой. После этого дети потребовали от терапевта переиграть предыдущую сцену заново. Жена Динозавра будет спать, а сам Динозавр, не в силах терпеть позор, должен незаметно уйти из дома, снова бороться и упасть без сознания.
После того, как ведущий-Динозавр проиграл эти указания и был спасен своей женой, Макс смог отстраниться от общей игры. Он сказал остальным детям, что у него болит сердце. Но потом попавился: «Я — астронавт с больным сердцем. И долже вернуться в ракету, чтобы отдохнуть.»
Вначале Максу было довольно трудно выдержать то, что другие дети продолжали играть. Он хотел, чтобы они тоже пришли в ракету. Но когда дети-астронавты снова напали на динозавров, мальчик остался в ракете и наблюдал за происходящим.
Потом дети тайно встроили в пещеру громкоговоритель и говорили через него, изменяя голоса, чтобы динозавры думали, что они слышат голос Главного Динозавра. Голосом Главного Динозавра они насмехались над большым Динозавром, но тот больше не позволял себя провоцировать и продолжал отдыхать в своей пещере.
Во время «заключительного круга» ведущий, давая ролевую обратную связь, заметил, как это трудно, будучи Динозавром, признавать свою слабость и примириться с тем, что другие будут смеяться над тобой.»

Яндекс.Метрика